Сайт создан на платформе Nethouse. Хотите такой же?
Владельцу сайта

Сочинение-рассуждение «Воспитание личности в медиа-среде и цифровой образовательной системе»

Сметанина Юлия Владимировна

учитель английского языка

МБОУ СОШ №36 имени А. И. Покрышкина

с. Дефановка МО Туапсинский район

Краснодарского края

Сочинение-рассуждение

«Воспитание личности в медиа-среде и цифровой образовательной системе»

       Увидев тему своего конкурсного сочинения, я подумала: «Ха! Воспитание! Что может быть проще для меня, для учителя?!» Но, не тут то было… Воспитание - довольно простой процесс, но, в то же время, учитывая реалии современного общества, процесс сложный и непредсказуемый.

      Воспитание издревле рассматривалось как основное условие формирования личности. Многие теоретики и практики педагогической мысли, такие как Ян Амос Коменский, Константин Дмитриевич Ушинский и Антон Семёнович Макаренко, пытались найти формулы идеального воспитания педагогической мысли. Но, справедливости ради, нужно сказать, что все педагогические теории создавались для определённой исторической эпохи и соответствовали требованиям той эпохи.

       Сегодня уровень развития научно-технического прогресса и информационных технологий достиг своего апогея. Рассматривая уникальные возможности цифрового пространства, хочется вспомнить слова педагога - новатора Марка Матусовича Поташника: «Общеизвестно, что нельзя двигаться вперёд с головой, повёрнутой назад, а потому недопустимо в школе XXI века использовать неэффективные, устаревшие технологии воспитания, изматывающие и ученика, и учителя, требующие больших временных затрат и не гарантирующие качество воспитания...»

      Чтобы достичь успеха, гражданин современного общества должен обладать такими качествами как самостоятельность, способность к сотрудничеству, умение быстро адаптироваться в любой ситуации. И в этот момент происходит рождение нового типа личности: свободной, творчески ориентированной, открытой. Активно развивающийся процесс информатизации образования придаёт воспитательному процессу нового поколения особое значение.

       «...в 21 веке цифровые среды стали существенными для интеллектуальной работы в той же степени, в какой письменность была для веков предыдущих». С этим высказыванием учёного и педагога Сеймура Пейперта сложно не согласиться. Педагог современной школы не может представить воспитательную работу без использования компьютера, цифровых носителей информации, проектора, интерактивной доски,  цифровых фотоаппаратов и видеокамер. Всё чаще и чаще с целью повышения качества воспитания в систему образования вводятся информационно-коммуникационные технологии. Я, как и многие учителя, идущие в ногу со временем, в своей работе активно использую различные цифровые технологии и медиа-устройства, начиная с элементарного флэш-накопителя, и, заканчивая интерактивной доской.

       Период пандемии и дистанционного обучения показал, насколько необходимы знания информационно-коммуникационных технологий, насколько они важны для образования и воспитания, насколько важно быть активным участником цифровой образовательной среды, а также, к сожалению, насколько сильно мы зависимы от современных технологий. Сегодня можно, не выходя из дома, получать информацию и новые знания, приобретать новую профессию и делиться опытом, самообразовываться и самовоспитываться. Современный мир — это один большой цифровой ресурс, в котором использование современных цифровых технологий равно высокому уровню качества жизни. В этом мире и формируется личность ребёнка. Дети, ещё находясь в утробе матери, пропитаны цифровым пространством. Дети современного общества живут и учатся в цифровой среде. Они не представляют свою жизнь без информационно-коммуникационных технологий, так как они никогда не жили без них. Казалось бы, что может быть лучше… но, как любая монета, воспитание личности в медиа-среде и в эпоху цифровых образовательных технологий имеет свою, так называемую, обратную сторону.

      Глядя на своих детей, на своих воспитанников, я понимаю, что большая часть детей не представляют своей жизни без цифровых устройств. С самого рождения малышей родители, ссылаясь на свою занятость, дают детям мобильный телефон или планшет. В 4 года ребёнок умеет пользоваться гаджетами лучше, чем его пятидесятилетняя бабушка. Многие дошкольники уже имеют свои собственные аккаунты в соцсетях. Младшее поколение развивается не в естественной среде, а в среде, созданной информационно-коммуникационными технологиями. Современные дети не думают о чувствах другого человека, они перестали разговаривать друг с другом. Живое общение теперь их «напрягает». Дети стали больше сидеть дома, их надо упрашивать, чтобы они вышли на прогулку. Всё чаще в социальных сетях можно увидеть заметки такого характера: «Раньше детей не могли загнать с улицы домой, а теперь наоборот…» Казалось бы, такие заметки носят юмористический характер, но, на самом деле, весёлого в них мало. Физическую активность, общение с близкими и родными всё больше подменяет компьютерный экран. Дети не знают, как играть в совместные подвижные игры. Дети просто не знают подвижных игр. У них нет понятия «командный дух». Они не умеют дружить вживую. Друзьями для них теперь стали виртуальные участники социальных сетей. Количество друзей — это количество подписчиков, которых в любую минуту можно удалить. Большую часть домашнего задания ученики делают через Интернет, порой даже не задумываясь над списанным. Наши дети, к сожалению, не знают «запах живой книги», не умеют пользоваться бумажными словарями. Зачем? Сейчас же всё есть в электронном виде. Таким образом, поколение, которое мы воспитываем, может стать зависимым от уникальных цифровых технологий.

      Так, где же та грань добра и зла медиа-среды? Как не переступить эту черту? Как уберечь своих воспитанников от цифровой зависимости? На эти и многие другие вопросы мы с вами сможем ответить, лишь исходя из собственного опыта.

       Конечно, в нашем современном мире мы не можем жить без технологий и инноваций. То, что несколько лет назад считалось пиком педагогического мастерства, уже не подходит современным детям. Цифровизация образовательного и воспитательного процесса нужна: без новейших технологий сейчас никуда, интерес детей в обучении мотивирован работой с гаджетами: ведь так интересно, когда какая-то задача изображена на экране, и ребенок в виде игры может решить ее; необходимую информацию можно легко найти и быстро распечатать, не тратя много сил и времени.

       Цифровизация образования помогает обучающимся во всех сферах образовательной системы. Границы цифровой информации и источников обучения безграничны, и это прекрасно. Создаются новые и используются уже существующие платформы цифрового обучения. Мы используем компьютер для работы, для поиска информации и многого другого, что позволяет повысить наши компьютерные навыки. С применением дистанционных технологий в образовании улучшаются условия образовательного процесса, дети тянутся к компьютеру, чтобы учиться, а не играть, таким образом, повышается их интерес к учебе.

         Но, всё же, иногда, нам, учителям и родителям, нужно отложить цифровые устройства и продолжить живое общение с детьми, проявляя эмоции и даря им тепло. Необходимо организовать реальность так, чтобы у ребёнка были настоящие друзья, увлечения, впечатления. Чтобы он знал и умел играть в «дворовые игры», научился разрешать конфликты со сверстниками, стал добрым, справедливым и чутким товарищем. С нашей помощью у современного поколения должно сформироваться понимание того, что такое современная медиа-среда и для чего она нужна. Мы должны хорошо потрудиться, чтобы никогда не услышать фразу Альберта Эйнштейна: «Стало чудовищно очевидно, что наши технологии превзошли нашу человечность».